Водный поход 2011 (по р. Баш-Хем)

 

Стартовый день – 27 июля 2011 года.

Финишный день – 14 августа 2011 года.


Нитка маршрута:
г. Новокузнецк (ж/д поезд) – г. Абакан (автомобиль) – г. Кызыл (вертолёт) – озеро Менги-Холь (сплав) – р. Баш-Хем (сплав) – протока озера Мюн (автомобиль) - г. Кызыл (автомобиль) – г. Абакан (ж/д поезд) – г. Новокузнецк

Состав (экипажи):
«Четвёрка»
Яцуба Павел Иванович
Яцуба Иван Павлович
Зиновьев Владимир Георгиевич
Зиновьев Георгий Владимирович

В-И
Мизонов Иван Владимирович
Зацепин Владимир Александрович

К-Ю
Бритиков Константин Вячеславович
Шиллер Юрий Валентинович

О-Ю
Разволяев Олег Дмитриевич
Майснер Юрий Александрович

Осенние
Осенняя Галина Александровна
Осенний Александр Петрович

О-В
Комяков Олег Сергеевич
Санников Владимир Фёдорович

СРЕДА
27 июля 2011 года.
День первый

20 ч. 55 мин. – поезд Новокузнецк-Абакан.
Сбор состоялся под серым, покрытым тучами, небом. На перроне расположилось огромное количество рюкзаков, сумок, мешков. Ситуация напоминала отправку цыганского табора на каникулы.


Проблему с загрузкой всего скарба решили покупкой 14-ти багажных билетов. Перемещение в вагон напоминала муравейник, разрушенный человеком. Быстрей-быстрей, быстрей! Подгонял всех начавшийся дождь. В итоге, всё было загружено, распределено, утрамбовано.
Строго по расписанию поезд тронулся и устремил нас в сторону Абакана.


ЧЕТВЕРГ
28 июля 2011 года.
День второй

Железная дорога не подвела – в 07 ч. 30 мин. (по местному времени) мы прибыли в Абакан. Вынимать сложенные вещи было гораздо легче. Всё было вынесено на перрон и заскладировано около опоры моста.


Автотранспорт не заставил себя ждать.


Жёлтая «Газель» въехала прямо на перрон. Повторилась операция загрузки вновь. В итоге: первая машина – весь груз плюс два человека из состава группы, вторая – остальной коллектив участников похода. В начале девятого часа утра на караван тронулся в путь по маршруту Абакан - Кызыл.










Дальнейший путь могу описать только от лица, едущего в первой машине. Дорога, по большей части, нормальная, хотя встречаются участки «не очень»… Ремонт дороги делается, но иногда с явным намёком – просто освоить деньги. Примером служит укладка асфальта в дождь и в лужи...
Ехали с остановками, но могли и без них. В сам город Кызыл не заезжали. Объездной дорогой проехали сразу в аэропорт.
Аэропорт Кызыла
Машина с грузом приехала первой. Поэтому, по приезду выгрузили всё, не дожидаясь прибытия остальных. По прибытию второй (большей) части коллектива были собраны финансы. Все вещи гуртом перетащили в здание аэропорта. Далее с лихим и разухабистым видом были проделаны сразу две операции: досмотр и взвешивание. Весь груз + коллектив потянул на 1,8 тонны. Началось время ожидания «вертушки».Прилетел вертолёт с 22-мя пассажирами. Проводили их взглядами… Немного погодя, нам было объявлено – метеосводка для нашего полёта неблагоприятная. Все поняли, что ночёвка в аэропорту неизбежна. Взяв всё, что было необходимо, мы заняли зал ожидания второго этажа. Далее шли: ужин, разговоры, пересуды, прогнозы и долгая игра в «1000». Думаю, что к 24-00 всё успокоилось.


ПЯТНИЦА
29 июля 2011 года.
День третий

Ночь прошла, а с ней вновь затеплилась надежда улететь на реку. Однако, небо с самого раннего часа разочаровало всех – всё было затянуто тучами и шёл дождь. Снова «отбой» в связи с погодой.
Опять день в аэропорту. От нечего делать и по своим делам часть группы съездили на маршрутке в Кызыл. Командир прикупил себе фирменный коврик с особой технологией надувания. Естественно неприменул продемонстрировать сие чудо перед народом. Также было куплено лото, правда никто не знает зачем… Вечером «бочки» от лото использовались, как фишки в казино. Играли в покер. Игра захватила более половины состава и доставила немалые хлопоты обслуживающему персоналу аэропорта…


Так за перекусами и игрой в покер прошёл ещё один день нашего похода. Однако стоить упомянуть полезную и уместную в нашем положении процедуру – это принятие «душа» в «полевых» условиях аэропорта. БОЛЬШОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СПАСИБО за «душ» мы можем сказать Юре Майснеру. Дай бог ему здоровья!
По предсказаниям местных метео-боссов и РП5 мы просто обязаны улететь завтра. С этими мыслями мы отходили ко сну. Заканчивался ещё один день похода и нашей жизни...


СУББОТА
30 июля 2011 года.
День четвёртый

Этот день начался с суеты и сборов. Погода с утра была в норме и у всех в головах росла решимость принудить (даже силой) работников аэропорта и метеослужб отправить нас на реку. После визита на первый этаж командир выдал «на гора» фразу: «Мол, дают отбой до 14-00, а там снова будут запрашивать». Слава Аллаху! – это оказалось лишь шуткой… Нам дали понять, чтобы мы были «на готове» - после отправки рейса на Красноярск наша очередь. Все рванули собирать остатки вещей и приводить зал ожидания в человеческий вид.
Около 10-00 ч. Мы начали спускаться на повторный проход досмотра, регистрацию с паспортами. Снова зал ожидания первого этажа… И вот, грузим рюкзаки в открытый кузов грузовой машины весьма пожилого года изготовления. Нам подали автобус «Лиаз» - раритет советских времён.
Далее шла загрузка в чрево вертолёта всего и вся...


Честно сказать 14 человек + груз - места хватило всем, но тесновато… 10 минут – разгон турбин, проверка систем, получение «добра» на взлёт. И вот, винтокрылый аппарат «Ми-8» катится по бетонке к месту взлёта, пыжится, поддаёт газу, и мы начинаем свой полёт к начальной точке сплава – берегу реки Улуг-Баш.
Полёт длится 1 час 20 минут. Ведётся съёмка фото и видео (по возможности, из открытого иллюминатора).


















В 12 ч. 30 мин. наша «птица» приземлилась на песчаной косе реки Улуг-Баш, метров на 500 выше озера Менги-Холь.



Дружненько, уже в который раз, перенесли наш скарб из чрева вертолёта на речной берег. Сердечно попрощались с пилотами и проводили воздушное судно в обратный путь.

Вот ОНО!!! – начало водной части нашего маршрута! Посовещавшись, решили перекусить, отметить начало, сделать пристрелочный стапель и осуществить рывок на известную стоянку на озере. Сказано – сделано!







Озеро Менги-Холь достаточно большое и глубокое с заросшими лесом берегами. Погода была солнечная, поэтому озеро смотрелось весьма привлекательно. Пройдя минут 20 по р. Улуг-Баш, мы начали пересекать озеро. Сей процесс занял 1 ч. 52 мин., благо встречный ветер был довольно слабым.

Стоянка находится на левом берегу узкого перешейка, который разделяет озеро на две части – большую (глубокую) и узкую (мелкую). Приметой может служить камень в правой части протоки между озёрами. Со стоянки можно обозревать как первую, так и вторую половины озера. Сие место ещё с прошлых походов славится отличной рыбалкой – щука, таймень, ленок.
Разгрузив каты (катамараны), поставили палатки, «колокольчик», обустроили очаг, стол, «стулья»-чурки. В общем, обустроили полный сервис для будущей днёвки. Когда все дела наземные были улажены, рыбаки рванули на рыбалку. Улов себя не заставил долго ждать. Щуки в массовом порядке пошли на жарёху.
На жарке работал Юра Шиллер.

После четвёртой нарубленной топором кусками щуки он было взмолился, но продолжил процесс жарки. На топоре «сольно работал» Юра Майснер. Все хвосты и головы он заботливо укладывал в котелок для ухи. Апофеозом вечерней рыбалки был улов Ивана – «рыба» на 5,6 кг. Вот вам заявка на победу! Юра Майснер тем временем «наварил» два котла ухи. Вопрос по её поеданию остался открытым до утра.
Итак, день закончился на хорошей ноте с хорошей рыбалкой.


ВОСКРЕСЕНЬЕ
31 июля 2011 года.
День пятый

Днёвка. Утро началось очень-очень рано.


Виноваты в этом были дежурные, и, отчасти, рыбаки, ушедшие на моторизованном кате порыбачить. Завтрак был сделан безбожно рано! Отсюда и упрёки дежурных по поводу анархии, бардака и т.д. Но стоит отметить, что позавтракать никто не отказался… Виновно-дежурными в это день были Олег Комяков и Владимир Санников. После завтрака большая часть устремилась на рыбалку, другая (совсем небольшая) осталась в лагере. И вот, свершилось!!! Смена лидерства в гонке таймеловов – Павел Иванович вытащил чудо-рыбу! Безмен показал - 12 кг! По прибытию героя на берег началась ажиотажная фото-видео сессия. После удовлетворения всех желающих приобщиться к чемпионскому трофею, было решено делать деликатесные пельмени и котлеты. Сказано – сделано!

Всем миром делался фарш, тесто, пельмени.

По количеству сделанной продукции молодым поколением было высказано предположение – не много ли будет?


Варим в три приёма!

Первое и окончательное впечатление – сказочно вкусное блюдо! Смели ВСЁ!!! К удивлению многих...
К вечеру сделали не менее изысканное блюдо – котлеты из тайменя.

Уминали на всю катушку, но по одной штуке на брата. Ужин удался на славу!
Стоит упомянуть, что утром Иван увеличил "счёт", выловив второго тайменя на 4 кг. Вечером Олег Разволяев добыл своего – 6,2 кг Эту добычу запланировали в готовку на следующий день, присовокупив к этому делу ленка.
Так, на тайменной ноте закончился этот рыбный день.


ПОНЕДЕЛЬНИК
01 августа 2011 года.
День шестой

Утро туманное, утро неспешное, но рыбаки – снасти в зубы и вперёд. Дежурные ни свет - ни заря затеяли завтрак, однако в связи с наличием "царской" рыбы, было решено дополнительно повторить тайменные котлетки. Решение принято и дело заспорилось. Благо опыта уже не занимать после вчерашнего дня.
Завтрак, сборы, раздача котлет для перекуса, компоновка катов, и мы с благодарностью покидаем замечательное, красивое, рыбное место.
Первое, что мы преодолели – это вторая часть озера. Эта часть озера не такая большая, как и первая.


Она меньше, уже и гораздо мельче, сплошь заросшее водной травой. Из-за своей глубины, оно гораздо теплее.

Погода стояла солнечная, безоблачная. Синева неба над головой, теплая вода под ногами. Кто желал, тот искупался ради свежести тела и бодрости духа. Шли мерно, течение тащит хорошо, препятствий никаких, желающие рыбалили. На стыке конца озера и начале реки был заснят на видео сюжет о рыбалке с участием экипажа Юра-Олег и щука в главных ролях.
Далее, шли по реке во главе с вышеупомянутым экипажем в поисках хорошей стоянки. Впереди был порог Балык-порог. Наша задача встать лагерем перед ним. Пристрелявшись, и пару раз выйдя на разведку, нашли поляну на левом берегу. Хоть берег и был крут, но стоянка получилась вполне хорошей.
Опять постановка палаток, "колокольчика", обустройство костра, установка стола со стульями, заготовка дров. Примечательной особенностью данной стоянки был обнаруженный склад фарфоровых стаканчиков (пиалок) – штук 15.

Пару штук «на память» взял экипаж Осенних (Александр и Галина).
Берег в этом месте был достаточно высок. По этой причине воду для своих нужд брали из ручья, что протекал в метрах 15 от стоянки. Вода из ручья была холодной и необычайно вкусной.
Отметили День Десантника, дабы молодцы данного рода войск имелись в наличии. Просидели за столом по традиции до темноты. Так закончился этот день.


ВТОРНИК
02 августа 2011 года.
День седьмой

Утро, завтрак, сбор вещей, новая компоновка вещей на кате у экипажа Владимир-Олег. Выдвижение на позиции перед порогом. Вышеупомянутый экипаж идёт первым для обеспечения страховки на выходе.


Остальные за ним.
Экипаж Владимир-Олег – проход порога норма. Зачаливается там, где и обусловлено ранее. Проход по центру с уходом под правый берег. Левый берег сплошные камни и мели.
Экипаж Константин-Юра

зачалились на левом берегу для фото-видеосъёмки. Этот факт стоил для них больших усилий при переходе к правому берегу.
Потом прошёл экипаж Иван-Владимир,

за ними прошла "четвёрка",

за ними Осенние.

Завершал прохождение экипаж Юра-Олег.

После них с левого берега выгребал экипаж Константин-Юра. Это напоминало фильм "Через тернии к звёздам". Но продрались...
Далее течение стало спокойным. Кавалькада судов сильно растянулась. Так неспешно прошло около 1,5 часов до слияния Улуг-Баша с Биче-Башем.
На стрелке решили сделать перекус. Пока шло приготовление снеди, народ успел искупаться, сфотаться, промерить местами глубину стрелки.



Дальше шли до стоянки подле Баш-порога. Расстояние до места не более 3,5 км. Главным стало «сдуру» не влететь в порог и встать всем, где надо. Стоянка приметная, на левом берегу. Хотя, стоит отметить, что бережок слегка крутоват.
Первыми зачалились три экипажа двоек. Разгрузили каты, затянули их на берег. Выбрали место и поставили палатки. Долго решали, где будет костровище. Два раза перетаскивали огонь, но определились и с огнём, и с местом для стола и «колокольчика». Стоит отметить большое количество ягоды вокруг. Голубики шла «на ура». Паслись все, кому не лень.
Пока часть коллектива была ещё на подходе, решили сходить по тропе вдоль реки посмотреть порог и прикинуть маршрут его прохождения. В процессе осмотра устроили небольшую фото-сессию на его фоне.

Что же, порог внёс достаточное разнообразие в наше прохождение реки.

Тут тебе и шеверы, и бочка со сливом, да не одна, и прижим на повороте. Вывод: скучно не будет. Когда вместе собрался весь коллектив, решили на этой стоянке делать «днёвку». А вместе с этим на следующий день запланировали баню.
А далее ужин, игра в «1000», беседы по душам, непродолжительное обсуждение порога, и отход ко сну.


СРЕДА
03 августа 2011 года.
День восьмой

Утро начиналось не торопясь: встали-потянулись, умылись-осмотрелись. Позавтракали, чем бог послал, и что сготовил дежурный экипаж. Часть концессионеров ушла на осмотр порога, часть, либо рыбалила, либо развлекалась в «1000». Дело шло к обеду...
После обеда всё пришло в движение: добывание больших камней из реки, складывание банной печи.


Часть народа ушла неподалеку по дрова – шум падающих сушин и рёв бензопилы говорили, что всё будет «в ажуре».

Когда чурки были доставлены к месту бани. Начался процесс растопки печки и её «кормление» дровами.

Сей процесс весьма длителен. В нашем случае мы потратили около 4 – 5 часов. Пока топилась печь, достали «баню», нарубили для её установки колья. Олег Р. И Владимир С. сходили округ стоянки и по возможности нарезали веток для банных веников. Олег Р. Связал их по штук 5 – 6. Получились ничего себе веники к баньке!
Ребятишки (Ваня и Егор), а также сочувствующие им взрослые, посбирали в окрестностях ягоду голубику, из которой был сварен вкуснячий компот.

Компот поставили остывать в реку.
Когда настал час «Х», Владимир очистил печь от углей. Установили тент бани на кольях и растяжках. Края тента закрепили чурками и камнями.

Юра М. сделал на берегу ступеньки к купальне. Принесли котелки с горячей водой для пара. Пиво, мыло, полотенца, веники – всё в наличии!!! И ПОНЕСЛОСЬ!!! «Затравили» водичкой по краю, дабы почистить печь и дать парку. А дальше по накатанной – пар, веники, крики разного рода, «вылет» до купальни речной, и по кругу...

После второго захода «поднесли» пиво – весьма кстати! В итоге масса удовольствия и полезности одновременно!!!
Вечер этого дня ознаменовался шикарным ужином (вспоминаю до сих пор «капустные опилки») и распитием (или смакованием) компота из голубики.




ЧЕТВЕРГ
04 августа 2011 года.
День девятый

Утро туманное, утро прохладное. Сборы, паковка, опять же осмотр порога в связи с понижением уровня воды.


Определились с порядком прохождения, местом съёмки фото-видео и страховки. Особое внимание уделили бочке в средней части порога. Итак, порядок прохождения экипажей: О-В, И-В, К-Ю, О-Ю, Осенние, Четверка.


Прошли все стабильно, но вот четверка умудрилась слегка расклиниться меж камешков. Вследствие этого, время её прохода увеличилось. После прохождения порога было решено идти более-менее кучно, так как через 3,5 км находится Улуг-порог. Ходу по времени до него минут 40.
И вот, перед правым поворотом реки шум и барашки. Останавливаемся, смотрим. Решаем подойти ещё метров на 300. Передвигаемся ближе. Осматриваем порог. Шикарное место! Пока шли вдоль берега и осматривали порог, откушали ягоды-голубики, уж больно она была крупная и спелая. Порог осмотрен, люди для съёмки и страховки выставлены – поехали! Сливы, валы, бочки – шикарный проход, весёлый – скучать не приходится!
Чалились после прохождения порога как на правом, так и на левом берегах. При проходе последней «бочки» по центру хорошенько подсасывает корму ката. Так что гребите люди сильнее!
Далее, пройдя по «тишам» некоторое время, стали на перекус. Подкрепившись, шли до заветной стоянки на левом берегу, дабы умилостивить жажду наших рыбаков хорошей озёрной рыбалкой. На «расслабоне» опять растянулись по реке. Дойдя до заветной стоянки, выбрали место и поставили палатки, Лихо поставили «колокольчик», благо шест для него ждал нас на месте. В общем, к приходу трёх отставших экипажей (четверка, Осенние, И-В) стоянка была в полуготовности. В полном составе поставили стол, организовали «стулья», дрова, костровище и ужин.
День удался! Все оценили это, подняв за ужином тост именно за это!


ПЯТНИЦА
05 августа 2011 года.
День девятый

Сегодня «днёвка». И «днёвка» неспроста! Рыбаки с утра достают свои снасти, прикидывают что, да как… Собираются пойти на озеро и, как говорит Юра Майснер, добыть свой мешок рыбы. Что ж, рыбалка пуще неволи! Итог сборов таков: идут двумя катами – четвёрка с мотором и двойка. Из всего состава в лагере остаются двое – это Владимир С. и Юра Ш. Может мы самые ленивые?... А может всё-таки в лагере надо кому-то остаться?... Всё может быть. В итоге, никому из этих неравных половинок участников похода скучать в этот день не пришлось.
Схватив катамараны и снасти, рыбаки упылили на озеро. Двое дежурных остались в лагере. Через 1,5 часа по тропинке явились четыре «апостола» с мешками, наполненными рыбой. Фраза дня: «Каждый рыбак должен добыть свой мешок рыбы».
Вывалив всю рыбу в капот от «ЗИЛа», рыбаки стали представлять на суд зрителей (двух дежурных) свой улов.


Сия презентация была заснята фото и видео.

Рыбалка на озере продолжалась до вечера.

Кроме рыбалки народ исследовал окрестные берега озера.

Любопытство - не порок. Часть улова «обработали» в лагере на реке топором и солью, и поместили в заветный кан изрядных размеров. Часть пошла на приготовление вечерней снеди. Коллекция фотографий рыбаков с уловом в этот день изрядно пополнилась. Все заботы закончились ужином, за которым подавали тушёную в сливках рыбу с «толчёнкой» на гарнир.

Богатую рыбалку отметили за ужином чаркой «чу-чуйки»!


СУББОТА
06 августа 2011 года.
День десятый

Начинался этот день неспешно… Встали поздновато. Собрали вещи, упаковали в гидру. Приготовили жареной рыбы с собой на перекус. Около 11-00 ч вышли. Погода кардинально изменилась. Затянуло облачностью сплошной небо, и заморосил мелкий дождь. Похолодало… Через пару часов три экипажа остановились, дабы согреться как изнутри - откушать горячительной «чу-чуйки», так и снаружи - запалили небольшой костерок. Весь день нас испытывала погода на прочность. Около половины восьмого вечера мы достигли запланированной точки останова – река Халаган, а точнее кордон государственного природного заповедника Азас.



Половина народа расположилась в избушке, половина раскинула палатки неподалеку. Избушку с плакатом заповедника на стене запечатлели на фото. С лагерем всё прошло по отработанной схеме – «колокольчик», стол, стулья, дрова, костер – сготовить и обсушиться. В этот вечер долго не сидели – погода нелётная была, да измотались хорошенько.


ВОСКРЕСЕНЬЕ
07 августа 2011 года.
День одиннадцатый

Утро. Погода хоть и не сильно огорчает, но особо не радует. Идёт моросящий, иногда прерывающийся дождик. Однако, всё же надеемся на улучшение. Хорошо собираться под крышей избушки в сухоте и тепле. Вещички упакованы, завтрак сделан. Всё по плану. В начале одиннадцатого стартанули от благодатного на уют берега. Шли около 3 часов по веселой шеверистой реке. Течение тащит весьма!
Около трёх часов дня три экипажа первыми достигли начала каньона. Ждём остальных.


По факту сбора вей компании решаем очередность прохода, выставляем начальных фото- видео-съёмщиков, страховку. Проходим первые два порога: Два Сфинкса и Рыжий. Сразу после порога Рыжий решено встать на левом берегу лагерем.
Погода после обеда пошла на лад: засверкало солнце, забегали белые барашки облаков, засияло бирюзой небо.
И вот, началось прохождение. Первыми идёт экипаж О-Ю,

за ними через минуту экипаж О-В,

за ними экипаж К-Ю.

Все проходят без особых проблем. Далее начинает свой проход экипаж И-В.

И при прохождении слива порога Рыжий из седла вываливается правый гребец (Владимир). Тут же летит «морковка», левый гребец табанит и направляет кат к левому берегу. Владимир, уцепившись также устремляет себя и кат к берегу. Всё это происходит в течении 15 секунд!
Пока экипаж И-В занят подготовкой к новому старту, экипаж Осенних весьма аккуратно проходит оба препятствия.

За ними, получив ЦУ, продолжает покорение водной стихии экипаж И-В. На этот раз всё прошло штатно. Через 10 минут стартует четверка.

Как непотопляемый траулер проутюжила она слив, шеверы, валы, прижим и зачалилась к месту лагеря. На этом сплав на сегодня был закончен.
В начале пятого часа вечера был разбит лагерь: установлены палатки, поставлен «колокольчик», сделан стол со стульями, разведён костер. По мнению Олега Р. – это единственное место для лагеря во всём каньоне. Меж деревьев растянули верёвки для просушки амуниции. Через часика полтора собрались за столом на ужин.

Желающие не преминули «подогреть» изнутри свои организмы, только ради здоровья. Далее, отдыхали кто, как хотел.
Вот и всё на этот день.


ПОНЕДЕЛЬНИК
08 августа 2011 года.
День двенадцатый

Утро раннее. Пара экипажей встала весьма раненько. Кто по привычке, кто по необходимости, а кому может вовсе не спалось… Солнышко озарило верхушки скал, стоящих напротив стоянки.


Сей факт предвещал хорошую погоду. Потихоньку все начали появляться из палаток, принимать различные процедуры в различных позах… После завтрака решили пройти метров 500 вниз по течению на катах, зачалиться и просмотреть порог «Три калитки».

Осмотрели, обсудили, прояснили себе картинку текущего момента. Ввиду высокого уровня воды проход порога имел три варианта: по левой протоке, по правой протоке, между камней по центру. Все варианты вполне по силам. Выставили снимающих на фото-видео, и «Вперед!»
Первыми прошёл порог экипаж О-В по центру меж камней.

Они зачалились сразу за порогом на правом берегу. За ними по правому берегу прошел экипаж О-Ю.

Они пристали рядом с катом О-В. Далее прхождение порога продолжил экипаж В-И.

На подходе к калитке и развернуло. Крутанулись вокруг оси и тем самым вышли аккурат на центральный проход. В общем, прошли зачетно. Аналогично прошёл порог экипаж Осенних.

За Осенними проходил порог экипаж К-Ю.

Они прошли по правой струе. Заключал покорение «Трёх калиток» экипаж четверки.

Повторив разворот 360 градусов на подходе, прошли по центральной струе меж камнями.
Спустились и сгруппировались метров на триста ниже, перед связкой порогов «Плотина» и «Капкан». По просьбе Осенних их кат самосплавом на верёвках переместили вдоль левого берега за порог «Плотина».

Первыми покорял связку «Плотина»-«Капкан» по традиции экипаж О-В.

Прошли уверенно, без нареканий (всё снималось на фото-видео). Зачалились сразу за огромным валуном после «Капкана». Вторыми покорили препятствия О-Ю.

Также уверенно прошли и зачалились рядом катом О-В. За ними вышел экипаж К-Ю.

«Плотину» прошли резво. А вот на первой ступени «Капкана» под правым берегом прижало чувствительно, хоть и без особых последствий. Настала очередь «четвёрки». Старт затянулся. Кат сидел на камушках, а седоки делали тщетные попытки сдвинуться. После того, как капитаны покинули свои места и силой сдвинули кат, движение «четвёрки» началось. Вход в «Плотину» был нормальным, но во время прохода кат начало разворачивать. В «Капкан» они заходили кормой вперед.

Под правым берегом на прижиме «четвёрку» развернуло в нормальное положение. Далее, всё прошло в штатном режиме. Чалились они к правому берегу. Настала очередь экипажа В-И. Оба препятствия они прошли надёжно, без осложнений. Последними пошёл экипаж Осенних. Их кат стоял ниже «Плотины» и первой ступени «Капкана» на левом берегу. Стартовав с левого берега, они вышли на главную струю. Но пересечь и зачалиться на правом у них не получилось. Идя далее они ткнулись левым баллоном в камень, отчего их развернуло и они продолжили движение. На всякий случай экипаж О-В выдвинулся вслед за ними. Мало ли чего... В итоге, оба экипажа зачалились метров на 100 ниже общего сбора на левом берегу, но без последствий.
Две ступени порога «Баба Яга» проходили, отсмотрев каждый участок порога, выставляя страховку, и, по возможности, снимая фото-видео. Единственно, что «четвёрка» не смогла зачалиться за второй ступенью и ушла за поворот. Но, всё сложилось, как нельзя лучше. Пороги «Хоолай» и «Понедельник» прошли ходом, страхуя друг друга с воды и с суши - экипажами, что прошли первыми.
После всех серьёзных препятствий на все каты были загружены большие каменюки для постройки бани.
На разные каты вошло разное количество, но не меньше четырёх… В начале шестого часа вечера река Баш-Хем достигла своей цели, а вместе с ней и мы – впадение в реку Би-Хем. На стрелке ненадолго остановились, сделали фото-видеоматериал и дождались, вдруг отставшую, «четвёрку».

На берегу было объявлено, что по опыту прошлого раза от стрелки до стоянки на галечной косе левого берега около 2 часов ходового времени. Но с нами были плоды цивилизации – подвесной моторчик на «четверке»! Решено этими плодами воспользоваться на благо всех экипажей. Зацепив друг за друга чалками (треугольником), все каты выстроились на реке караваном.

Под бурчание мотора вся кавалькада устремилась вниз по реке.

Через 40 минут мы были на хорошо знакомой галечной косе по левому берегу, где в планах было заночевать и сделать днёвка-баню.
По прибытию, действия всех были до автоматизма слаженны: разгрузка катов, установка палаток, обустройство костровища и обеденной зоны под «колокольчиком», заготовка дров.

Всему нашлось и время, и силы.
Вечер заканчивался бурными, разнотемными беседами у костра.


ВТОРНИК
09 августа 2011 года.
День тринадцатый

Рано в этот раз никто не захотел вставать (возможно, окромя дежурных). На завтрак Павел сотворил свои шикарные оладьи. По словам Александра: «Сколько живу, таких вкусных оладьев не ел!» Завтрак удался.
До обеда соорудили банную печь,


натаскали, напилили, нарубили дров для бани и костра.



Растопили банную печь. Поддержка процесса горения дров осуществлялась посменно.


Вокруг печи Юра Майснер организовал песчаную площадку (таскали песок многие), а на ней напилили деревянные «блинчики» - типа сидушки в бане.

В общем и целом, подготовительные работы для принятия банных процедур были выполнены в полном объёме.
И вот подошло время «Ч», когда печь протоплена, вода в котелках накипячена, веники заготовлены. Поставлен тент бани, укреплены камушками пологи и вот оно время неги для тела и души!!! Поддали парку, отмахали вениками и в реку… И так неспешно, с толком, с расстановкой несколько раз! Хорошо…! К вечеру, как заново родились.
Хоть и не хотелось, но отмечу факт, который всё-таки имел место. Экипажу «четвёрки» ввиду обстоятельств непреодолимой силы пришлось в этот день покинуть нас и завершить поход досрочно.
Так, отдыхая в палатке после бани, ведя разговоры у костра, думая об ушедшей «четвёрке» мы пришли к финалу этого дня.


СРЕДА
10 августа 2011 года.
День четырнадцатый

Утро задалось облачным. Погода решила нас немного испытать. Собирались скоренько, опасаясь дождика, который мог начаться при таких низких и серых облаках. Позавтракав, закинули на каты не только свои вещи, но и захватили с собой некоторое количество сухих чурок, что служили нам сидушками за столом. Взяли дрова, поскольку знали, что на следующей стоянке с дровами будет туго.
Сплавлялись по реке неспешно, насколько позволяло течение.




В процессе хода, соединив каты общим честером, вели разговоры о прошедших походах, пели песни, устраивали перекус, дремал, и даже спали глубоким сном...
Погода хоть и хмурилась и явно не радовала нас солнцем, но и не огорчала дождём. Шли до стоянки, на которой и заночевали. Переход рядовой, по спокойной воде. Цель одна – завершить водную часть. Засыпая, надеемся на погоду, что хотя бы не будет хуже, чем в этот день.


ЧЕТВЕРГ
11 августа 2011 года.
День пятнадцатый

Утро радовало отсутствием дождя. А это уже кое-что. Завтрак, сборы и в путь. На сегодня в планах дойти до протоки от озера Мюн и закончить водную часть. Шли по реке также неспешно. Пару раз останавливались, дабы размять кости и справить всякую нужду.



Погода начинала радовать разорванными облаками, голубыми лоскутами неба и проблесками солнца. К 15-00 мы высадились на левом берегу на галечной косе.

Река уходит вправо, а слева образуется небольшая заводь. Это и есть выход протоки из озера Мюн в реку Би-Хем. Дождавшись сбора всех экипажей,

мы слаженным строем устремились в протоку.

Держась правой стороны, мы прошли по стоячей воде протоки до места стоянки, что находилась в её конце. Место это служило не раз финишем для многих групп. Поляна спокойно вместила пять экипажей с палатками и катами на просушку. Времени до прихода машины было сутки. Так что торопиться никуда не приходилось. Всё по плану: разгрузка катов, палатки, обустройство костровища и установка «колокольчика». Натянули спасконцы и чалки меж деревьев для просушки вещей – погода позволяла. К просушке вещей привлекли снятые рамы катамаранов. В общем, вся обстановка напоминала цыганский табор на отдыхе.

Так, за суетой сборов-разборов, подведением итогов водной части мы отошли ко сну.


ПЯТНИЦА
12 августа 2011 года.
День шестнадцатый

Утро неспешное, торопиться некуда. Баллоны катамаранов сушатся, словно дельфины, выброшенные на берег. Около палаток возникает множество вещей. Позавтракав, все принимаются к упаковке всего и вся.


Около полудня подошёл урал-вахтовка.

Всем миром часть вещей (в основном рюкзаки) запихали в салон.

Другая часть поместилась в багажнике, что был на крыше. Дабы не испытывать судьбу, всему народу пришлось метров 500 подняться пешим ходом вверх по дороге.


Далее, уселись в салон авто и, начался наш заключительный автодорожный участок похода. В окне вахтовки мимо нас промчались лес и просеки.

Выехали на трассу и устремились по ней в сторону Кызыла. Погода уже мало волновала нас. Трасса то взлетала вверх, то петляя, опускалась вниз.

Облака меняли свой цвет и структуру от бледно-белого до темно-серого.

Вершины, что виднелись округ, то были видны, то утопали в молочном тумане. Под ровное рычание мотора все потихоньку впадали в сладкую дрёму, кое-кто откровенно, по-солдатски спал (дрых). Пару раз по дороге останавливались, дабы «размять кости», пофотать окружающий пейзаж, да справить, кому надо, нужду. На одной стоянке даже полакомились прямо с куста свежей ягодой – жимолостью! Она, как раз, поспела! Высокогорье...
Так под машинный рокот мы закончили эти сутки и плавно въехали в следующие.


СУББОТА
13 августа 2011 года.
День семнадцатый

В Кызыл мы приехали ночью. Встали на окраине и мирно прохрапели до раннего утра. В начале седьмого часа все были на ногах. Разгрузили вахтовку, организовали костер для готовки завтрака, достали канны с рыбным уловом и раскидали добычу на каждого для всей компании.


Каждый упаковал в свой рюкзак свою часть улова. Ближе к семи подъехали наши две «Газели», что были зафрахтованы для переезда в Абакан. Загрузив в первую «Газель» все рюкзаки, пакеты с вёслами и т.д. основная часть села во вторую. В первую (с грузом вещей) сели три человека. Здесь машины ненадолго разделились: первая поехала искать магазинчик, в котором, по словам водителя, продавалась замечательная вяленая щука, а вторая устремилась к достопримечательности города Кызыла – к центру Азии.

В итоге, первая машина выехала из Кызыла ни с чем – у магазина был выходной, и он был закрыт. Пассажиры второй машины посетили центр Азии, сделали фото, полюбовались на пейзажи вокруг.



Далее, вторая машина устремилась за первой в направлении Абакана. Где-то на трассе две машины объединились в караван.
На трассе остановились на месте гибели генерала Лебедя А.И.



Осмотрели памятник и часовню. К вечеру были в столице Хакасии – г. Абакане.

До отхода поезда побродили в округе.
А далее, строго по расписанию был подан наш поезд. Загрузка вещей и людей, согласно купленным билетам. Прощальный взгляд на привокзальный перрон. Всё… Мы едем домой. Так, под мерное движение поезда, мы завершаем этот транспортный суетливый день.


ВОСКРЕСЕНЬЕ
14 августа 2011 года.
День восемнадцатый (и последний)

Около 7 часов утра наш поезд прибыл в конечную точку нашего похода – г. Новокузнецк. Встречающих нас лиц было немного, тем выше им цена! В ознаменовании окончания похода сделали групповое фото – на память.


За сим, тепло распрощались друг с другом.
На этом всё.
P.S. Выражаю искреннюю благодарность за предоставленные фото- и видеоматериалы всем участникам похода.